Кулешова Наталья Викторовна* ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЕДИНОЙ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ

РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В СИСТЕМЕ ЕДИНОЙ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Кулешова Наталья Викторовна

кандидат юридических наук, доцент

Сибирский институт управления – Филиал РАНХиГС г. Москвы

г. Новосибирск

nv_2410@mail.ru

В статье проведен анализ обновленной юридической конструкции местного самоуправления в Российской Федерации, подняты вопросы научного обоснования и нормативного закрепления принципа единства системы публичной власти, обозначены тенденции развития данного правового института. Выводы и предложения автора основываются на анализе законодательного регулирования местного самоуправления, правовых позициях Конституционного суда Российской Федерации, сложившейся правоприменительной практики. Оценка становления местного самоуправления в постсоветской России позволяет говорить о неизбежности реформы местного самоуправления в нашей стране в ближайшие годы. Правоприменительная практика показала противоречивость норм Конституции Российской Федерации, отдельных федеральных законов. В центре внимания разработка обновленных Основ государственной политики в сфере развития местного самоуправления на период до 2030 года. Высказана обеспокоенность закрытостью процедуры разработки данного документа, отсутствием обсуждения проекта с институтами гражданского общества. Местное самоуправление – уровень власти, наиболее близкий к населению. Вовлечение населения в процесс стратегического планирования на всех уровнях будет способствовать повышению степени доверия к публичной власти.

Ключевые слова:местное самоуправление, государственная политика развития местного самоуправления, публичная власть, система органов публичной власти, взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридическая конструкция российской модели местного самоуправления.

TRENDS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE LEGAL STRUCTURE

OF THE RUSSIAN MODEL OF LOCAL SELF-GOVERNMENT

IN THE SYSTEM OF UNIFIED PUBLIC AUTHORITY

Kuleshova N. V.

PhD (Law), Associate Professor

Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Novosibirsk

nv_2410@mail.ru

The article analyzes the updated legal structure of local self-government in the Russian Federation, raises questions of scientific substantiation and normative consolidation of the principle of the unity of the public power system, identifies trends in the development of this legal institution. The author’s conclusions and proposals are based on the analysis of the legislative regulation of local self-government, the legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation, the existing law enforcement practice. An assessment of the formation of local self-government in post-Soviet Russia suggests that the reform of local self-government in our country is inevitable in the coming years. Law enforcement practice has shown the inconsistency of the norms of the Constitution of the Russian Federation, federal laws. The focus is on the development Fundamentals of State Policy for local self-government development for the period up to 2030. Concern was expressed about the opacity of the procedure for developing this document, the lack of discussion of the draft with civil society institutions. Local self-government is the level of government closest to the population. The involvement of the population in the strategic planning process at all levels will contribute to increasing the degree of trust in public authorities.

Keywords: local self-government, State Policy for local self-government development, public authority, system of public authorities, interaction of state authorities and local self-government bodies, legal construction of the Russian model of local self-government.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

Литература

  1. Авакьян С. А. Особенности российской модели местного самоуправления и пути её совершенствования // Вестник Московского университета. Серия. 11. Право. – 2008. – № 2. – С. 61–75.
  2. Баженова О. И. Особенности становления муниципального права на Юридическом факультете в Московском университете // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. – 2016. – № 4. – С. 3–8.
  3. Бухвальд Е. М. Новые основы государственной политики в сфере развития местного самоуправления в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – Т. 13, № 4. – С. 125–135.
  4. Бялкина Т. М. О новой концепции государственной политики Российской Федерации в сфере местного самоуправления // Научно-практический журнал. – 2020. – № 3. – С. 29–37.
  5. Гриценко Е.В. Санкт-Петербургская муниципальная правовая школа // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. – 2016. – № 4. – С. 8–13.
  6. Диденко А. Н., Бабичев И. В. Местное самоуправление сегодня и в среднесрочной перспективе // Местное право. – 2020. – № 4. – С. 3–28.
  7. Европейская хартия местного самоуправления. Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ: принят Гос. думой Федер. собр. Рос. Федерации 20 марта 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. собр. Рос. Федерации 1 апреля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 36. – Cт. 4466.
  8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (дата обращения: 13.10.2021).
  9. О Государственном совете Российской Федерации: федеральный закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ: принят Гос. думой Федер. собр. Рос. Федерации 25 ноября 2020 г.: одобр. Советом Федерации Федер. собр. Рос. Федерации 2 декабря 2020 г. // Собрание законодательства РФ. – 14.12.2020. – № 50, ч. III. – Ст. 8039.
  10. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474. – Режим доступа http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 13.10.2021).
  11. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ: одобр. Гос. думой Федер. собр. Рос. Федерации 11 марта 2020 г.: одобр. Советом Федерации Федер. собр. Рос. Федерации 11 марта 2020 г. – Доступ из СПС «Консультант
    Плюс».
  12. О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации»: заключение Конституционного суда Российской Федерации от 16.03.2020 № 1-З // Собрание законодательства РФ. – 23.03.2020. – № 12. – Ст. 1855.
  13. О федеральной территории «Сириус»: федеральный закон от 22.12.2020 № 437-ФЗ: принят Гос. думой Федер. собр. Рос. Федерации 9 декабря 2020 г.: одорб. Советом Федерации Федер. собр. Рос. Федерации 16 декабря 2020 г.: в ред. федеральных законов Рос. Федерации от 20 апреля 2021 г. № 91-ФЗ, от 1 июля 2021 г. № 271-ФЗ). – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  14. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: законопроект № 1256381-7. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1256381-7 (дата обращения: 02.08.2021).
  15. По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике»: постановление Конституционного суда Рос. Федерации от 24.01.1997 № 1-П // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 5. – Ст. 708.
  16. По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А. Г. Злобина и Ю. А. Хнаева: постановление Конституционного суда Рос. Федерации от 02.04.2002 № 7-П // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 14. – Ст. 1374.
  17. По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: постановление Конституционного суда Рос. Федерации от 10.06.1998 № 17-П // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 25. – Ст. 3002.
  18. По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной думы: постановление Конституционного суда РФ от 1 декабря 2015 г. № 30-П // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 50. – Ст. 7226.
  19. Шугрина Е. С. Понятие местного самоуправления как конституционной ценности // Муниципальная власть. – 2016. – № 1. – С. 34–36.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *