Таренкова О. А., Токар Б. Я.* ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

DOI: 10.55000/MCU.LegTh.2021.2.1.013

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»:

ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Таренкова Ольга Александровна

кандидат юридических наук, доцент

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

г. Самара

tarenkova@list.ru

Токар Борис Яковлевич

магистрант 1-го года обучения

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

г. Самара

bortok777@gmail.com

В статье приведены нормативные основы цифровизации образования, а также раскрываются «плюсы» и «минусы» функционирующей в настоящее время образовательной среды, ориентированной на системное применение цифровых технологий обучения. Бесспорно, сам процесс перехода образования на электронный формат неминуем. При этом в результате такого перехода кардинально трансформируется не только система образование, но и ее смысл.

Ключевые слова: образование, цифровизация, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, обучение.

FEDERAL LAW “ON EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION”:

ISSUES OF DIGITALIZATION

O. A. Tarenkova

PhD (Law), Associate Professor

Samara Branch of Moscow City University

Samara

tarenkova@list.ru

B. Ya. Tokar

1-st year graduate student

Samara Branch of Moscow City University

Samara

bortok777@gmail.com

The article presents the normative foundations of digitalization of education, as well as reveals the “pros” and “cons” of the currently functioning educational environment focused on the systematic use of digital learning technologies. Undoubtedly, the process of transition of education to the electronic format is inevitable. At the same time, as a result of this transition, not only the education system, but also its meaning is radically transformed.

Keywords: education, digitalization, e-learning, distance learning technologies, training.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

Литература

  1. Ваграменко Я. А., Русаков А. А. Педагогические аспекты влияния ИКТ на характер современного образования // Образовательные технологии и общество. – 2017. – Т. 20. – № 4. – С. 384–390.
  2. Ваграменко Я. А., Яламов Г. Ю. Концепция сетевого информационного взаимодействия студентов и учащихся школы в процессе совместной научно-образовательной деятельности // Педагогическая информатика. – 2013. – № 3. – С. 3–9.
  3. Воробьева И. А., Жукова А. В., Минакова К. А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 1-4 (103). – С. 110–118.
  4. Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации «Парламентские слушания “Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий”» от 19 мая 2014 г. – URL: https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/PS%2019.05.2014%20-%20Material%20Minobrnauki.pdf (дата обращения: 08.05.2021).
  5. Методические рекомендации по использованию информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» в общеобразовательных организациях в условиях дистанционного обучения (вместе с «Инструкцией по работе с открытым информационно-образовательным порталом «Российская электронная школа»). – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  6. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 // СЗ РФ. – 2017. – № 20. – Ст. 2901.
  7. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от 26 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: принят Гос. думой Федер. собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г.: в ред. Федерального закона Рос. Федерации от 20 апреля 2021 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. – 2012. – № 53, ч. 1. – Ст. 7598; Российская газета. – 2021. – 23 апр.
  8. Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: приказ Минпросвещения России от 17 марта 2020 г. № 103 (зарег. в Минюсте России 19.03.2020 № 57788). – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: постановление Правительства Рос. Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642: в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 15 марта 2021 г. № 385 // СЗ РФ. – 2018. – № 1, ч. 2. – Ст. 375; 2021. – № 12. – Ст. 2025.
  10. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373: в ред. приказа Минобрнауки России от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарег. в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2010. – № 12.
  11. Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: приказ Минобрнауки России от
    20 января 2014 г. № 22: в ред. приказа Минобрнауки России от 10 декабря 2014 г. № 1564 (зарег. в Минюсте России 21.02.2014 № 31377) // Российская газета. – 2014. – 28 фев.; 2014. – 31 дек.
  12. Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»: постановление Правительства Рос. Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467: в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 9 апреля 2021 г. № 567 // СЗ РФ. – 2021. – № 2, ч. 2. – Ст. 471.
  13. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 (зарег. в Минюсте России 18.09.2017 № 48226). – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  14. Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования: приказ Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 138 (зарег. в Минюсте России 26.03.2021 № 62887). – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  15. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // СЗ РФ. – 2017. – № 32. – Ст. 5138.
  16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897: в ред. приказа Минобрнауки России от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарег. в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2011. – № 9.
  17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413: в ред. приказа Минобрнауки России от 11 декабря 2020 г. № 712 (зарег. в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) // Российская газета. – 2012. – 21 июня.
  18. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7). – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  19. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  20. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9). – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  21. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15): в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  22. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15): в ред. протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  23. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016
    № 2/16-з). – Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  24. Романовская В. Б., Сальников В. П. О перспективах развития высшего образования в России: новые тенденции // Юридическая наука: история и современность. – 2018. – № 10. – С. 11–16.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *